Познавайка

Главная » Статьи » Донские станицы и села » Общая информация

Казачьи станицы как объект культурного наследия
А.В. Гайдашев
(Волгоград)


Казачьи станицы как объект культурного наследия
(на примере станицы Качалинской Волгоградской области)

Сохранение и популяризация историко-культурного достояния нашей страны, приобщение к этим ценностям молодых поколений стали в настоящее время одними из приоритетных национальных задач. Забота о наследии предков – это забота не только о прошлом, но и о будущем, о потомстве.

Волгоградская область ассоциируется прежде всего со Сталинградской битвой. Говоря о Волгограде и области, люди вспоминают памятник-ансамбль на Мамаевом кургане «Героям Сталинградской битвы посвящается». Однако нельзя забывать, что культурное наследие Волгоградского региона охватывает гораздо больший пласт человеческой истории: от стоянок первобытного человека до Золотой орды и Древнерусского государства, от Российской империи до СССР.

Волгоградская область сформировалась на основе частей области Всевеликого Войска Донского, Саратовской и Астраханской губерний с весьма пестрым составом населения. Однако по размерам на первом месте находится территория, которая до 1921 г. входила в состав области Всевеликого Войска Донского, поэтому в состав нашего региона входит значительное число казачьих поселений – станиц. История каждого из таких населенных пунктов заслуживает изучения, поскольку она нередко связана с судьбой всей страны.

История станицы Качалинской вплоть до начала XX в. обусловлена развитием и региона в целом, и нашего города, несмотря на то, что на протяжении большего периода своего существования станица находилась на территории Области Войска Донского и не имела прямого отношения к Царицыну.

В настоящее время станица Качалинская входит в состав Иловлинского района Волгоградской области и расположена примерно в 45 км от Волгограда недалеко от рукава Дона – протоки Быстрая. На этом месте станица существует с третьей четверти XVIII в., а первоначально она находилась на острове между Доном и протокой Быстрая. Там же в то время был и Паньшинский городок.

Точная дата возникновения городка Качалин неизвестна, но можно с уверенностью сказать, что он существовал уже в середине XVI в. Об этом свидетельствует предание о рождении в Качалине покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, который затем был избран атаманом городка. Недалеко отсюда в 1569 г. на Дону сошлись суда и следовавшая берегом конница
султана Селима и крымского хана Девлет-Гирея. Однако, учитывая выгодное географическое положение, мы можем предположить, что казачий городок существовал на этом месте и ранее. К тому же здесь проходил Донской волок – переволока между Доном и
Волгой. Вероятно, Качалинский городок был одним из первых казачьих городков на берегу Дона. Прямое подтверждение существования Качалина мы находим в записях, датируемых 1672 г., в которых он упоминается в ряде других 48 городков, расположенных по Дону.

Естественная преграда служила надежным прикрытием для казаков. Качалинский городок не раз выступал местом сбора «людей гулящих» для совершения походов на Волгу и Каспийское море. Первое упоминание о таком событии датировано 1667 г.: «Весною 1667 года из верхних и нижних казачьих городков сходились партии казаков к Паншинскому и Качалинскому городкам, как к местам, назначенным для их собрания». Здесь же собирали свои отряды К. Булавин и И. Некрасов. «Скаска» городка 1703 г. показала в поселении 130 служилых казаков.

Следствием Булавинского восстания стало уничтожение Качалинского городка карательным отрядом под руководством п. Хованского. Согласно донесению в приказ Казанского Дворца были выжжены городки Голубые, Паньшин, Качалин, Иловлинский, Сиротин, Старый Григорьевский, Новый Григорьевский, Перекопский. 11 марта 1709 г. в. Долгорукий подготовил для царя докладные пункты, где спрашивал: «Которые городки Хованский выжег на Дону: Паншин, Иловля, Качалин, Голубые, просят милости казаки все, чтобы им быть. Быть им или не быть?» На что Петр ответил: «Только строить один Паншин, а тех отнюдь не строить». Однако обстоятельства оказались сильнее воли Петра Великого: спустя короткое время разрушенные казачьи поселения вновь возродились.

Здесь считаем нужным сделать небольшое уточнение: в донесение п. Хованского сказано, что городки были «выжжены», но, по всей видимости, это просто речевой оборот. Возможно, они были только разорены, а население согнано или уничтожено.

Спустя какое-то время Качалинский городок был возрожден на том же месте. В 1723 г. по возвращении из Персидского похода в Качалине остановился Петр I. Во время отдыха царь получил почту и подписал два указа. Перенос городка на новое место произошел в 1781 г. [4, с. 112]. На наш взгляд, это было сделано потому, что население Качалина росло, а площади, на которой можно было бы поместить постройки, не хватало вследствие ежегодных подтоплений. В 1745 г. в станице насчитывалось 106 дворов с населением 552 чел., в 1747 г. – 112 дворов с населением 594 чел., в 1756 г. – 130 дворов с населением 375 чел., в 1769 г. – 111 дворов с населением 849 чел., в 1772 г. – 110 дворов с населением 845 чел., в 1800 г. – 246 дворов с населением 1960 чел.. Статистика показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени население станицы выросло более чем вдвое.

Это стало возможно благодаря появлению большей территории, пригодной для заселения.
Казаки станицы Качалинской участвовали в заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 гг. в составе 4-го казачьего полка, который позже получил имя графа Платова (ГИММЗ НВФ 1419 п. 170).

Расцвет станицы Качалинской приходится на вторую четверть XIX – начало XX в. Это главным образом связано с тем, что здесь проходила переволока между Волгой и Доном. При станице была пристань, «главная во всей Земле Войска Донского», известно, что она существовала еще до Булавинского восстания.

В 1706 г. царицынский посадской человек Л.И. Самарский получил «право возить в течение трех лет товары купцов из Царицына на Качалинскую пристань, за это он запалатил 338 рублей». Отсюда следует, что уже в то время через станицу шел весь основной поток торговых караванов.

Пристань состояла из трех отдельных частей: первая (Качалинская) находилась при самой станице на берегу протоки Быстрая; вторая (Верхняя, или Воронежская) – на Дону в 15 км от первой, до разделения Дона на два рукава; третья (Нижняя, или Белявская) – в 5 км от первой, при соединении Быстрой и Дона. Сама станица являлась перевалочным пунктом с большим количеством складских помещений. Нередко товары хранились прямо на улице или на дворах местных жителей. Из Дубовки в Качалин перевозили лес, зерно, железо, икру, соленую рыбу. Сюда же доставлялись барки с Волги, на которых товары перевозился дальше вниз по Дону. На первой пристани происходил сбор барок, затем их сплавляли на Нижнюю пристань, где и нагружали. На Воронежской пристани барки разбирались перед отправлением в Дубовку, отсюда также отправлялись товары вверх по Дону.

Следует отметить, что торговлей и перевозками занимались в основном не казаки, а пришлые люди, которые смогли сделать на этом большие деньги (например, купец Г.И. Бабушкин). В 1831 г. через Качалинскую станицу перевозились товары на сумму до 6 млн руб, а к концу XIX в. через станицу проходило до 6 млн пудов в год разных грузов. В связи с такими большими объемами перевозок уже во второй четверти XIX в. были составлены проекты по строительству железной дороги от Дубовки до станицы Качалинской. Однако правительство, ссылаясь на нехватку средств, приняло решение о создании конной железной дороги, которая была открыта в 1846 г. В середине 1850-х годов конную тягу всё-таки заменили на паровую. В 1868 г. была открыта Грязе-Царицынская железная дорога. Вместе с ней появилась и станция Качалино. Тем не менее, часть товаров продолжали перевозить на валах.

Революция 1917 г. изменила привычный уклад станицы. Близость к Царицыну наложила отпечаток на воззрения качалинских казаков, многие из которых поддержали революцию.
Примечательна история Качалинской церкви. 14 декабря 1693 г. жители Качалинского городка просили патриарха в челобитной о дозволении построить церковь в честь Святой Троицы. Их просьба была удовлетворена, и на следующий год начались строительные работы. Имеются сведения о наличии в городке в 1702 г. действующей деревянной церкви.

После Булавинского восстания она прекращает на некоторое время свое существование. Мы можем только догадываться о том, была ли она разрушена. Сведений о строительстве новой церкви, к сожалению, найти не удалось. Известно только то, что в 1764 г. на месте «старой ветхой» церкви была построена новая во имя Святой Троицы с приходом Св. Николая. Ее освятили в 1769 г. Затем эта церковь, как и вся станица, была перенесена на более подходящее место, где в 1786 г. сгорела во время пожара. В этом же году была заложена каменная Троицкая церковь с приходом во имя святителя и чудотворца Николая. Она была построена в 1793 г. и тогда же освящена. После перестроек в 1820 – 1821 гг. Троицкая церковь стала пятиглавым храмом. На ее колокольне было четырнадцать колоколов. В этом году в церкви устроили еще один придел в честь Донской иконы Богоматери. Храм был расположен на возвышенности, и вид на него открывался с правого берега Дона. При церкви была открыта церковно-приходская школа, для которой в 1890 г. на средства купца Г.И. Бабушкина было построено новое двухэтажное здание.

После революция церковь просуществовала до начала 1930-х годов, а затем была закрыта. В 1922 г. из церкви изъяли все серебро, сняли даже серебряное копье и Георгиевский крест с хранившегося там знамени 4-го Донского казачьего графа Платова полка (ГИММЗ НВФ 1419 п. 170). Само знамя чудом уцелело.

В 1926 г. на ремонт церкви казаки пожертвовали 138 пудов хлеба и 3 руб 70 коп. деньгами . В 1930-е гг. церковь была закрыта. Впоследствии ее здание использовалось как зернохранилище, а на колокольне был оборудован пожарный наблюдательный пункт. В 1937 г. при большом стечении народа, при молитве и плаче женщин с колокольни были сброшены колокола, затем последовала попытка взорвать ее. Однако взрывом была уничтожена не вся церковь, часть колокольни сохранилась до наших дней. По другим данным, храм пытались взорвать в 1942 г., однако эту версию мы считаем неверной: по воспоминаниям старожилов, церковь была взорвана до начала Великой Отечественной войны. Во время Сталинградской битвы часть колокольни использовалась для наблюдения за вражескими войсками. В наше время при подъезде к станице Качалинской издалека виднеется оставшаяся часть колокольни, рядом с которой еще остался фундамент от здания церкви. При спуске в подгорную часть можно увидеть развалины магазина купца Г.И. Бабушкина.

К XXI в. некогда крупная станица превратилась в небольшое сельское поселение с большим количеством дачных участков. Станица постепенно умирает, молодежь уезжает в город, старики стараются переселяться на станцию Качалино. В августе 2006 г. от пожара выгорело до 50% станицы. Конечно, в истории станицы Качалинской это не первый случай. Крупные пожары случались здесь в 1775, 1862 и 1885 гг., но тогда станица возрождалась, сейчас же в силу ряду причин этого не происходит. Именно поэтому важно понимать, что историко-культурное наследие – это бесценная память, которую надо сохранить и передать следующим поколениям.

Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».
№4(9). Декабрь 2010 ■ www.grani.vspu.ru

Категория: Общая информация | Добавил: admin (16.04.2011) E
Просмотров: 2258 | Теги: протока Быстрая, казаки, Область Войска Донского, станица, станица Качалинская, Городок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость
Любое копирование информации с сайта возможно только с письменного разрешения автора и ссылки на него.
Copyright donnica.ucoz.ru © 2024
Пользовательское соглашение

Домен зарегистрирован RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг