Познавайка

Главная » Статьи » Железные дороги » Волго-Донская железная дорога 1862 года

Волго-Донская железная дорога 1862 года. Поиск.
Руководствуясь письменными источниками и схемами, одевшись потеплее и вооружившись фотоаппаратом и GPS-навигатором, я отправился в путь.

Волго-Донская железная дорога 1862 года
Расположение участка Волго-Донской железной дороги,
затопленного при строительстве канала

Сначала нужно было добраться до маяка, чтобы проверить остался ли за ним насыпной вал железнодорожной ветки:

Волго-донской канал. Маяк.
Волго-донской канал. Маяк.


Волго-донской канал. Маяк и сохранившийся участок старой железной дороги
Волго-донской канал. Маяк.
Белый прямоугольник - сохранившийся участок старой железной дороги

Дорога в сторону маяка лежала через глубокий снег, канавы, холмы и непроходимые заросли сухого камыша:

Дорога в сторону маяка
Дорога в сторону маяка проходит через канавы или окопы


Дорога в сторону маяка
Дорога в сторону маяка проходит через канавы или окопы


Заросли камыша
Дорога в сторону маяка лежит через заросли камыша

Преодолев все препятствия, я вышел на дорогу, ведущую к Маяку:

Дорога в сторону маяка
Дорога в сторону маяка


Дорога в сторону маяка
Дорога в сторону маяка

Маяк не используется по своему прямому назначению, за ним никто не присматривает и он постепенно разрушается.


Один из двух маяков шлюза № 12
Вот он - один из двух маяков шлюза № 12


Маяк шлюза № 12
Маяк шлюза № 12


Маяк шлюза № 12
Маяк шлюза № 12


Пройдя дальше за маяк, я наткнулся на такой непроходимый камыш, что до искомого насыпного вала железнодорожного пути было просто не добраться.


Заводь в камышах за маяком шлюза № 12
Заводь в камышах за маяком шлюза № 12, насыпной вал где-то впереди


Заводь за маяком шлюза № 12
Заводь за маяком шлюза № 12


Камыш и солнце - день чудесный
Камыш и солнце - день чудесный

На этой стороне канала из-за камышовых зарослей обнаружить следы насыпного вала так и не удалось. Поэтому было принято решение попытаться найти его следы на противоположном берегу канала. Итак, осторожно по льду я двинулся в путь.

Второй маяк шлюза № 12
Зеленая стрелка - второй маяк шлюза № 12.
Прямоугольник - участок старой железной дороги Царицын-Калач


Вид на Карповское водохранилище
Вид на Карповское водохранилище

Для начала я решил осмотреть второй маяк на той стороне канала, ибо пока стоит лед для этого есть все возможности,  а летом на тот берег канала добраться очень проблематично.

Замершие волны Волго-Дона
Замершие волны Волго-Дона


Дорога ко второму маяку шлюза № 12
Дорога ко второму маяку шлюза № 12

Второй маяк шлюза № 12 работает и поэтому выглядит вполне хорошо его периодически ремонтируют и подкрашивают.


Второй маяк шлюза № 12
Второй маяк шлюза № 12

От маяка далеко впереди видно бескрайнее Карповское водохранилище.


Вид от Маяка в сторону Карповского водохранилища
Вид от Маяка в сторону Карповского водохранилища


Вид от Маяка в сторону насыпного вала
Вид от Маяка в сторону насыпного вала, спрятанного в камышах
на той стороне канала, и на поселок Октябрьский



Где-то впереди холмы и камыш скрывают
остатки насыпного вала железной дороги

По пути моего следования попадались холмы самой разнообразной формы и высоты, а на некоторых из них были замечены природные образования вот такой причудливой формы:



Причудливые образования на холме



Причудливые образования на холме

На одном из холмов был найден даже непонятный артефакт, его назначение придется выяснять чуть позже, когда будет уже совсем тепло, потому что из промерзшей земли его достать практически невозможно.


Неизвестный артефакт

Впереди показался еще один холм, на котором при тщательном осмотре, были найдены обломки сигнального фонаря, а это значило одно - железная дорога уже где-то совсем рядом.



Холм Волго-Донской Земли



Разбитый сигнальный фонарь



Разбитый сигнальный фонарь

Осмотрев все холмы на пути, я вышел на дорогу, ведущую в сторону шлюза № 12 и железнодорожного моста.


Дорога в сторону ж/д моста и шлюза № 12

Вот он железнодорожный мост во всей своей красе:


Железнодорожный мост у шлюза № 12

Немного отойдя от моста, я вышел на грунтовую дорогу, уходящую далеко вперед. Насыпного вала нигде не было видно. Я прошелся по грунтовой дороге вперед, и только в одном месте дорога пересекла какую-то еле заметную горку, это и оказался насыпной вал старой железной дороги.


Дорога в сторону ж/д моста и насыпной вал старой железной дороги



Точка пересечения грунтовой дороги и насыпи старой железной дороги

Убрав снег с пригорки, на свет показался мелкий гравий, что свидетельствовало о том, что это было то, что нам нужно.



Гравий насыпного вала старой железной дороги

Итак, дабы осмотреть получше вал я пошел по нему в сторону канала.



Старая Волго-Донская железная дорога

Насыпной вал железной дороги был построен через заводь, которую можно увидеть по обеим сторонам вала.


Заводь по обеим сторонам насыпи железной дороги



Старая Волго-Донская железная дорога, вид в сторону заводи

Невооруженным глазом видно, что насыпь дороги выше уровня земли по обеим сторонам заводи.


Старая Волго-Донская железная дорога



Насыпь, вид со стороны

В месте выхода железной дороги к каналу, как бы специально, посажены два больших и два маленьких дерева, олицетворяющих собой рельсы железной дороги.



Деревья на месте выхода старой Волго-Донской ж/д ветки к Волго-Донскому каналу

Обернувшись назад, взору предстали заросли камыша, и только благодаря тому, что камыш лучше растет на заболоченной местности и хуже на земле и песке, высота его на разной почве разная. Только по высоте камыша можно судить о том, где проходит насыпной вал железной дороги.


Благодаря разной высоте камыша на горизонте, можно определить, где проходит ж/д

А по краям вала, как ограничители дороги, виднеются сухие обгорелые деревья - памятники былых славных времен.



Дерево на краю насыпного вала старой ж/д ветки



Дерево на краю насыпного вала старой ж/д ветки



Старая Волго-Донская железная дорога

В стороне пересечения старого насыпного вала и грунтовой дороги следы вала практически теряются в бескрайней русской степи.


В другом направлении на местности насыпного вала практически не видно

Пройдя чуть дальше по валу, я наткнулся на остатки какого-то сооружения. Нам еще предстоит исследовать, что это было за здание.


Видны остатки каких-то зданий



Тоже остатки каких-то зданий

Железная дорога всегда являлась стратегическим объектом. Так и в годы Сталинградской битвы 1942-1943 гг. она особо контролировалась войсками. Об этом свидетельствуют окопы, тянущиеся по сторонам насыпного вала.


По сторонам насыпного вала тянутся окопы

В земле была найдена странная емкость то ли для воды, то ли для какой-то другой жидкости. Когда сойдет снег, можно будет точнее сказать для чего она использовалась.


Емкость для воды



Емкость для воды



Окопы вдоль насыпного вала старой железной дороги



Вид в сторону пересечения насыпного вала старой ж/д с валом новой ж/д



Гравий насыпного вала



Вал старой дороги уходит вдаль и скрывается под насыпью новой железной дороги



Впереди конец дороги и камыш

Итак, на одной стороне следов насыпного вала из-за зарослей камыша пока выявить не удалось, но на другом берегу канал был найден довольно большой участок насыпного вала старой железной дороги. Дальнейшее исследование этого участка будет продолжено после схода снега.



Исследованный участок дороги


Исследование провел Lukakorzh
info@donnica.ru
www.donnica.ru

Категория: Волго-Донская железная дорога 1862 года | Добавил: admin (27.02.2011) | Автор: Lukakorzh E
Просмотров: 2607 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость
Любое копирование информации с сайта возможно только с письменного разрешения автора и ссылки на него.
Copyright donnica.ucoz.ru © 2024
Пользовательское соглашение

Домен зарегистрирован RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг